4. О чем говорит реформа от 1 июня про присяжных?

С первого июня 2018 года в России вступят в законную силу изменения в деятельности суда присяжных. В этой статье раскроется то, кто и в каких случаях сможет полагаться на присяжных, а так же какая процедура необходима для их применения. Для подробного рассмотрения всех этих аспектов стоит ко всему обратиться к законодательству Российской Федерации.

Итак, согласно Уголовно-процессуальному кодексу России (пункт второй, часть вторая, тридцатая статья) количество дел, к которым по закону прикрепляются на рассмотрение присяжные, значительно сокращено. Исходя из этого, далеко не все подозреваемые смогут воспользоваться своим правом на суд при участии присяжных. Еще одним нюансом является то, что сама природа судебного рассмотрения дела такая, основная сила и влияние на ход событий и финальное решение находится все же у профессионального судьи, а присяжные, в свою очередь, имея в своих руках решающий приговор, часто попадают под давление судьи.

Но, несмотря на все эти негативные аспекты деятельности суда присяжных, судебная статистика Российской Федерации показывает, что в некоторых случаях без присяжных заседателей невозможно достичь справедливого решения дела. То доказывает тот факт, что за последние четыре года в России намного снижается процент судебных разбирательств с оправдательным завершением. И важно то, что эти подсчеты касаются лишь дел, рассмотренных Верховным судом РФ, то есть существует еще огромное количество таких случаев в низших уровнях.

В связи со всем этим еще в 2016 году были разработаны изменения к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, увеличивающие количество случаев, при рассмотрении которых вызывали бы присяжных заседателей. В целом, все эти поправки к законам есть не что иное, как некая договоренность между сторонами правительственного аппарата и мнением народа. Однако, далеко не все изменения, про которые говорилось в данном законопроекте, вступили в силу. Именно поэтому, первого июня 2018 года в России была проведена реформа, результатом которой и стало окончательное принятие и реализация всех поправок, формально внесенных еще два года назад.

Итак, о каких изменениях говорит новая реформа? Во-первых, как уже было упомянуто выше, количество дел, рассматриваемых судом присяжных, станет больше. Но основная масса обвиняемых в таких преступлениях, как кража, хищение, жульничество в сфере частных предпринимательств, все так же останутся без права на такой суд. Тут в помощь форум фссп.

Во-вторых, касаются изменения и порядка назначения самих присяжных. В первую очередь, стоит заметить, что деятельность самих присяжных заседателей будет допускаться лишь в судах районных округов и военных гарнизонов, а так же Верховном суде. И именно в зависимости от вида суда зависит количество кандидатов и присяжных, которое согласно новой реформе значительно снизилось. Отныне во всех низших судах из 12 кандидатов в коллегию будет принято 6 присяжных, а для Верховного суда к присяжным будет отобрано 8 человек из 14 кандидатур.

Что касаемо последнего изменения с количеством заседателей, то тут есть для объяснения позитивные и негативные аспекты. С одной стороны, сам процесс отбора коллегии присяжных очень длительный и может тянуться около года. И самое главное то, что на протяжении всего этого времени обвиняемый будет изолирован в камере. Так же, в практике уже случалось много ситуаций, когда уже отобранные присяжные не являлись по объективным причинам на слушанье, и из-за этого оно переносилось. В этом случае сокращение количества заседателей так же играет практичную роль.

Но с другой стороны, чем меньше коллегия присяжных, тем меньше вероятность достичь справедливого судебного процесса. Ведь суть самого суда присяжных и заключается в том, что сразу на большое количество людей повлиять сложно. Поэтому много мнений и смогут дать решающий честный вердикт.

Ко всему этому, важное значение имеет и финансовая сторона данного вопроса. Так как, с одной стороны, очевидно, что сокращение числа присяжных заседателей уменьшает и затраты на их деятельность. Но, с другой стороны, тот факт, что низшие суды, по сути, не приспособлены к рассмотрению дел с участием такой коллегии, то активного финансирования в эту работу все равно не избежать. Как минимум, теперь каждый военный и окружной суд должен расширять свои залы заседаний и закупать необходимые мебели и устройства для такого справедливого судебного процесса.

И последнее изменение относится к самому судебному слушанью. Тут дело в том, что для принятия решающего вердикта коллегия, как и раньше, будет уходить специальную комнату. Там, как правило, они так же рассматривают все предъявленные доказательства, а так же ходатайства про принятие или отклонение их. Но вся загвоздка в том, что решая такие вопросы, самих доказательств, которые, например, просят отклонить, они не видят, а решает все это главный судья. Таким образом, существует большой риск не получить справедливый суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *